Исходя из положений Федеральной целевой программы «Развитие судебной системы России» на 2007 - 2011 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 сентября 2006 года N 583, из деятельности судов должна быть исключена практика личного приема судьями граждан и предварительного рассмотрения их заявлений и жалоб — чтобы исключить условия, способствующие подозрениям в коррупции судей.
Учитывая вышеуказанные положения Федеральной целевой программы и с целью обеспечения доступности правосудия для граждан и предоставления возможности подавать заявления и жалобы, в Верховном Суде Карачаево-Черкесской Республики граждан, их представителей, а также представителей юридических лиц осуществляется работниками информационно-справочного бюро (приемной).
Прием граждан осуществляется ежедневно в течение всего рабочего дня. Прием ведетсяв порядке очередности без предварительной записи, за исключением регистрации граждан, явившихся на заседания кассационной и надзорной инстанций Верховного Суда Карачаево-Черкесской Республики, так как регистрация граждан осуществляется в первоочередном порядке.
При приеме гражданин предъявляет документ, удостоверяющий его личность.
Граждане, находящиеся в состоянии алкогольного, наркотического или иного опьянения, на прием не допускаются. В случае появления указанных лиц в помещении информационно-справочного бюро (приемной) может быть вызван судебный пристав по обеспечению установленного порядка деятельности Суда для выдворения указанных лиц из помещения бюро (приемной).
В случае грубого, агрессивного поведения гражданина прием может быть прекращен. При необходимости может быть вызван судебный пристав по обеспечению установленного порядка деятельности Суда. По тем же основаниям может быть прекращен телефонный разговор с гражданином.
В информационно-справочном бюро можно узнать любую справочную информацию по вопросам судопроизводства (в частности, информацию о ходе движения и результатах рассмотрения дел и обращений, заявлений и жалоб граждан и др.),за исключением консультационных вопросов, вопросов, касающихся оценки доказательств, влияющих на характер, объем правоотношений и т.п., поскольку соответствии с Рекомендациями Кабинета министров Совета Европы от 14 мая 1981 г. N R(81)7 и от 11 сентября 1995 г. N R(95)12 суды не вправе давать юридические советы и консультации по существу дела – чтобы не нарушать принцип равноправия сторон.
Информационно-справочное бюро (приемная) принимает от лиц, обращающихся в суд, документы, непосредственно приносимые ими в суд.
Любое подаваемое обращение в обязательном порядке должно содержать следующую информацию:
- указание адресата (например, наименование Верховного Суда Карачаево-Черкесской Республики или Квалификационной коллегии судей Карачаево-Черкесской республики);
- фамилию, имя и отчество заявителя или наименование организации, являющейся заявителем;
- полный адрес (с указанием почтового индекса) места жительства или места нахождения заявителя;
- наименование документа (заявление, жалоба, запрос и т.д.);
- личную подпись заявителя или должностного лица организации, являющейся заявителем;
- дату обращения.
В тексте тех категорий обращений, которые в соответствии с нормами процессуального законодательства могут быть поданы только участниками судопроизводства (лицами, участвующими в деле; участниками производства по делам об административных правонарушениях), помимо указанной выше информации должно быть указано процессуальное положение заявителя (например, от истца по делу, от адвоката в интересах осужденного и т.д.).
В случае если ответ необходимо выдать на руки, либо отправить другому лицу, это обязательно должно быть указано в обращении.
Если в обращении указано о списке прилагаемых документов, то обращение принимается только при условии наличия всех указанных в списке приложений, либо заявитель должен вычеркнуть отсутствующие приложения из списка и заверить данное исправление своей подписью. Документы, приносимые в дополнение к ранее поданным обращениям, могут быть приняты только в том случае, если обращение, в дополнение к которому они представляются, поступило в суд и еще не рассмотрено.
Если обращение подписано представителем или защитником заявителя, то необходимо представить документ, подтверждающий полномочия данного лица (это может быть доверенность от заявителя на совершение соответствующего действия, ордер адвоката, постановление суда о допуске в качестве защитника наряду с адвокатом).
В случае если заявителем запрашивается копия документа, выдаваемого судом, и законом предусмотрена уплата государственной пошлины за выдачу этого документа, то к заявлению должна быть приложена квитанция или заверенная копия платежного поручения об оплате государственной пошлины в размере, установленном законодательством.
Согласно п. 5.4 Инструкции по судебному делопроизводству в верховных судах республик, краевых и областных судах, судах городов федерального значения, судах автономной области и автономных округов, утвержденной приказом Генерального директора Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 15.12.2004 N 161 обращения, содержащие оскорбительные выражения, а также не поддающиеся прочтению, либо оформленные на оборотной стороне бланков, документов, обрывках бумаги, не подлежат рассмотрению.После регистрации они возвращаются автору с указанием причин нерассмотрения.
Кроме того, в инструкции указано, что письменное обращение гражданина должно быть им подписано с указанием фамилии, имени, отчества и содержать помимо изложенного существа предложения, заявления либо жалобы также и данные о месте его жительства либо работы (учебы). Обращение, не содержащее этих сведений, признается анонимным и рассмотрению не подлежит, за исключением анонимного сообщения о преступлениях.
Аналогичные требования закреплены и в статьях 7 и 11 Федерального закона от 02 мая 2006 г. N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».
Также в ч. 5 ст. 11 данного закона установлено, что в случае, если в письменном обращении гражданина содержится вопрос, на который ему многократно давались письменные ответы по существу в связи с ранее направляемыми обращениями, и при этом в обращении не приводятся новые доводы или обстоятельства, руководитель государственного органа или органа местного самоуправления, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе принять решение о безосновательности очередного обращения и прекращении переписки с гражданином по данному вопросу при условии, что указанное обращение и ранее направляемые обращения направлялись в один и тот же государственный орган, орган местного самоуправления или одному и тому же должностному лицу. О данном решении уведомляется гражданин, направивший обращение.
С порядком оформления и подачи кассационных и надзорных жалоб можно ознакомиться в разделе сайта «Справочная информация» - порядок предъявления исков в суд, с образцами документов можно ознакомиться в разделе сайта Верховного Суда Карачаево-Черкесской Республики «Справочная информация» - образцы документов.